Год назад, в начале пандемии, мы здесь обсуждали вопрос превентивной вакцинации (https://vk.com/kolyakukushkin?w=wall5695154_26945). Я предлагал научно-фантастический вариант: вакцинироваться сразу от, скажем, тысячи вирусов, в данный момент циркулирующих в диких животных, до того, как какой-либо из них перескочит в человека. Мне тогда сказали, что иммунная система с таким объёмом информации не справится. Более трезвое предложение из той же оперы прозвучало в декабре от видного иммунолога Флоренса Крамера (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7836605/). Его идея не в том, чтобы превентивно вакцинировать, а в том, чтобы превентивно изготовлять вакцины. Он предлагает скринить летучих мышей и птиц в дикой природе, и постоянно иметь в запасе 50–100 вакцин против потенциально опасных вирусов. Проблем несколько. Во-первых, плохо понятно, как отличить более потенциально опасный вирус от менее потенциально опасного, пока они не стали, собственно говоря, опасными. Но возможно, если систематически изучать широкий спектр вирусов, найдутся какие-то признаки этой потенциальной опасности, по которым уровень риска можно будет оценить. Во-вторых, плохо понятно, кого, как и в каких масштабах скринить. Одних летучих мышей в мире такое количество, что всех их регулярно тестировать на вирусы на сегодняшний день представляется неподъёмной задачей. Придётся выбирать. А значит, можно многое упустить. И это не говоря уже о всех других животных, потенциальных носителях будущих пандемических вирусов. Так что сложно оценить, насколько адекватны эти 50–100 вакцин в долгосрочной перспективе. Но главная проблема, на мой взгляд, в том, что даже при самом оптимистичном раскладе, по оценке Крамера, наличие этих запасных вакцин сократит скорость их производства с 12 месяцев до 3 месяцев. Чуваки, это никуда не годится. Пандемии в будущем будут происходить чаще и чаще. 3 месяца производства, плюс минимум 3 месяца распределения — это значит минимум 6 месяцев полного ахтунга, как в 2020-м, каждый раз. Нет, если мы хотим из этого выкарабкаться на одних вакцинах (а не на радикальных технологиях типа “оставить лес в покое”), то нужно что-то гораздо более оперативное.
На прошлой неделе я получил первую дозу Модерны и в связи с этим много думал на тему РНК-вакцин. Изначально я плохо понимал, нафига они вообще нужны и чем они так принципиально лучше обычных, дедовских вакцин (вакцина — это же очень простая технология на базовом уровне: возьми кровь у пациента, отфильтруй, вскипяти — вот тебе и вакцина). Но теперь я понимаю. Фактически, вместо того чтобы показывать иммунной системе вирус (или его куски), мы даём ей текстовый файл с его описанием. В такой текстовый файл можно легко внести любые изменения без необходимости собственно создавать физический вирус. Так что принципиально РНК-вакцины могут быть универсальными — просто обнови текст в файле, и готово. Конечно, пока всё не настолько идеально, и каждую отдельно взятую вакцину приходится тестировать отдельно. Но в будущем можно представить ситуацию, что производство вакцин становится совершенно стандартной процедурой, в которой меняется только текст. И в этом мне видится шанс на спасение человечества. Мне видится машина размером, скажем, с микроволновку, в которой совмещены синтезатор РНК и изготовитель липосом — пузырей, в которые эта РНК пакуется. Как только появляется инфа, что где-нибудь в Гуанчжоу выскочил новый вирус, по всему миру эти машины автоматически скачивают последовательность этого вируса, собирают соответствующую РНК, набивают её в липосомы и выдают пользователю готовый шприц. Даже если эти машины на первых порах будут слишком дорогими для персонального использования, их можно размещать, например, в местных поликлиниках, тем самым сократив срок от начала эпидемии до поголовной вакцинации до нескольких недель или даже дней.
Всё, это, конечно, научная фантастика, но РНК-вакцины сто лет назад тоже были научной фантастикой. Если кто-то хочет стать самым богатым человеком в мире — дарю идею бесплатно.